ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК"   -  ТЕХНИКА. ТЕХНОЛОГИИ. ОБОРУДОВАНИЕ. МАТЕРИАЛЫ. ПРОИЗВОДСТВО. ИННОВАЦИИ В ЛПК,  ВЫСТАВКИ

English version                  The Timber Industry Worker

Интернет-журнал "Лесопромышленник" I Журнал "Лесопромышленник"

СЕГОДНЯ: ЛЕСНАЯ БИОЭНЕРГЕТИКА

  

Заготовка топливной древесины из молодых твердолиственных насаждений

колесным харвестером

 

Выборочные рубки ухода в подрастающих твердолиственных насаждениях с использованием колесного харвестера с аккумулирующей головкой. Разработчики технологии - Niedersachsische Landesforsten.

 


Описание технологического процесса

Цель технологического процесса - заготовка дров и топливной щепы из тонкомерной твердолиственной древесины от рубок ухода.

Поэтапное описание технологического процесса

1. Правильно проводимые рубки ухода, позволяют через 3 - 4 года перейти на рубки ухода с использованием валочно-пакетирующей машины.

2. В отличие от харвестерных рубок прореживания, в этой технологии сваленные деревья и ветки поднимают вертикально вверх.

3. От вершинной части дерева пилой харвестерной головки обычно отпиливают 3-х, 4-х метровые вершинки- чураки.

4. Оставшуюся крону и ветви отделяют от дерева, и ствол делят на 6-ти - 8-ми метровые транспортные бревна-чураки и укладывают их в небольшие штабеля рядом на обочине волока.

5. Бревна-чураки доставляют форвардером на погрузочный пункт и укладывают их в стандартные поленницы (штабеля определенного объема). Поленницы обмеряют геометрически и получают объем без учета коэффициента полнодревесности. Поленницы напрямую продают потребителям с верхнего склада.

6. Кроны деревьев и крупные сучья остаются на лесосеке в течение периода сушки (не менее 6-ти месяцев). После периода сушки, форвардер (грузоподъемность форвардера 11 - 12 тонн) доставляет кроны и ветки на погрузочный пункт к лесной дороге. Здесь их сваливают в кучи по правую сторону под углом 30 - 90о к дороге. Как альтернатива, кучи из крон и ветвей могут сваливать параллельно лесной дороге против движения рубительной машины.

Производительность труда, затраты

Обычно валка леса, транспортировка форвардером, рубка на топливную щепу и другие работы выполняются контрактниками и оплачиваются за каждый вид работ. Эти оплаты основываются на сложившихся региональных ценах. В настоящей технологии цены формируются как комбинация цен за дрова и за работу. Затраты контрактников включают затраты на машины и заработную плату.

Общая оценка

Вопросы охраны окружающей среды

1. Воздействие на почву и повреждения остающихся насаждений минимальные, поскольку перемещения транспорта по лесосеке ограничено трелевочными волоками.

2. Повреждения остающихся деревьев исключаются благодаря вертикальному подъему удаляемых деревьев и контролируемой укладки их в штабеля.

Техника безопасности и эргономика

1. Оператор экскаватора контролирует работу машины в хорошо изолированной кабине (FOPS, ROPS, OPS 12 мм поликарбонат) с сидениями на воздушной подушке. Приборы контроля имеют эргономический дизайн.

2. Оператор подвергается психо-ментальному стрессу.

Экономика

Представленная в статье технология является альтернативой для харвестерной заготовки дровяной древесины. Эта технология является экономически эффективной для производства древесного топлива и дров для быстро растущего биоэнергетического рынка. Технология рассчитана для получения экономической прибыли с гектара, а не с объема леса.
 

Производительность труда, затраты
Производительность труда м3/час Мин. объем/
контейнера (37,7 м3)
Валка, разделка на чураки/
топливную щепу и укладка в кучи
экскаватором (Sampo SR 1066)

Транспортировка форвардером
целых дубовых деревьев/крон

Рубка на топливную щепу
целых дубовых деревьев/крон

8-12

 

12-16

15-20
Затраты (средние) евро/м3 евро/нас. м3   евро/МВт
Валка деревьев, складирование топливной щепы

Транспортировка целых дубовых деревьев/крон

Рубка на топливную щепу целых дубовых деревьев/крон

Цена щепы "в контейнере у лесной дороги"

Дополнительные транспортные затраты (грузовик) до склада
Цена щепы "во дворе потребителя"  

5,68

5,71

10,50

21,89

7,50

29,39

2,27

2,29

4,20

8,76

3,00

11,76

2,27

 2,29

4,20

8,76

3,00

11,76

Уровень затрат Машины евро/час. евро/нас. м3 евро/м3 дров
 
Валка леса, разделка на дрова/топливную щепу и складирование экскаватором (Sampo SR 1066) 

Транспортировка целых дубовых деревьев/крон

Рубка на топливную щепу целых дубовых деревьев/крон

Транспортировка форвардером дров

 

95,00

80,00

 

 

 

4,20

 

12,00

 

 

6,00

Статью подготовили:
С.П. Карпачев, Е.Н. Щербаков, Г.Е. Приоров
Фото С.П. Карпачева

О Интернет-Журнале "Лесопромышленник"      Редакция     Партнеры     Реклама     Архив номеров    Ссылки о ЛПК     Каталог ссылок

©H&G - Studio              Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

© Интернет-журнал "Лесопромышленник" («The Internet-magazine «Lesopromyshlennik»)

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32798  от   11.08.2008 г.

E-mail: priorov@lesopromyshlennik.ru, karpachev@mgul.ac.ru.

При цитировании информации гиперссылка на Интернет-журнал "Лесопромышленник"  обязательна.
Использование материалов журнала в коммерческих целях допускается только с  письменного разрешения редакции.

Каталог ссылок

Белый каталог качественных сайтов

С целью ограничения спам-рассылок в электронных адресах символ "@" замещён на "[at]". Приносим свои извинения за причиненное неудобство.