НОВОСТИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК"   -  ТЕХНИКА. ТЕХНОЛОГИИ. ОБОРУДОВАНИЕ, ПРОИЗВОДСТВО. ОБРАЗОВАНИЕ. ВЫСТАВКИ

English version

The Timber Industry Worker

Журнал "Лесопромышленник"

Интернет-журнал "Лесопромышленник"

лесная биоэнергетика, лесозаготовки, лесное хозяйство, деревообработка, целлюлозно-бумажное производство
 

Перспективы развития лесного комплекса России

  

Лесозаготовкам нужны новые технологии

Козин А.Ю.

Текущий финансовый кризис высвободил много времени - появилось время для творчества и размышлений на тему...кризиса.

В лесной промышленности дела по-прежнему плохи, хотя лес - это третий по величине природный ресурс после нефти и газа. Оставляя в стороне проблемы собственности, аренды, лесопользования, дорог и прочего, поговорим на тему техники и технологии лесозаготовки. Наверное, нужно признать, что повсеместное внедрение сортиментной заготовки с использованием харвестера и форвардера в России явно пробуксовывает и не всегда является экономически эффективным. Одна из главных причин банальна, и связанна с на мой взгляд, связанна с развитостью (точнее говоря - с недоразвитостью) финансовой системы в России.

В зарубежных странах технику харвестер - форвардер приобретают в основном частники, как правило, это семейный бизнес. Оператор машины берет кредит, и работает на ней. Отсюда отличное отношение к машине, своевременный сервис, бережная эксплуатация. В России кредит или лизинг может взять только фирма или достаточно крупная компания. Оператор в России - всегда наемник, причем, как правило, технически малообразованный. Как правило, со звездной болезнью после года - двух лет работы на импортной технике. За ними охотятся, их переманивают зарплатами, в результате, как ни странно - высокая текучесть кадров. Как следствие часто - харвестеры и форвардеры стоимостью в сотни тысяч евро через два года эксплуатации в России "ушатаны" так, как будто они принимали участие в ралли Париж-Дакар, причем пришли там в первой десятке вместе с легендарными КАМАЗами.

Добавим к этому некачественную солярку, поддельные масла и левые китайские фильтры, получаем частые выходы из строя дорогостоящих узлов и агрегатов. Потом добавим неразвитость системы быстрой доставки запасных частей экспедиционными компаниями - 10 - 15 дней.

Если запчасти за рубежом- добавим таможню, продраться через которую легально и быстро уже практически невозможно и получаем простой.

Политика правительства в отношении всей импортной техники - это тоже на мой взгляд образец лжепатриотизма. Под предлогом защиты отечественного машиностроения (где оно?) на самом деле защищают потребителей от качественной зарубежной техники, способной работать. Как можно установить пошлину для форвардера в 25%, и плюс еще НДС 18%, и массу мелких рэкетирских поборов, начиная от СВХ, кончая лжесертификацией и фитосанитарным контролем?

Непосредственно о скандинавской технологии и машинах. На мой взгляд, главным ее недостатком является количество поштучных перегрузов заготовленной древесины. Сортимент совершает путь: харвестер - земля, земля - форвардер, форвардер - земля, земля-лесовоз, лесовоз-земля, земля вагон (либо уже переработка).

Количество поштучных перегрузов означает высокую энергоемкость, и потребность в манипуляторах, а это дорогой и ....ненужный механизм. Его удельный вес занимает в транспорте у автомобилей КамАЗ до 16 %, а у автомобилей Урал вообще до 32%. Стоимость манипулятора может составлять до половины стоимости самого автомобиля, и он же является одной из основных причин отказов и простоев машины - слишком большие нагрузки он имеет на значительном вылете.

Еще одна не очень понятная вещь в конструкции машин применительно к России - зачем делать колесные машины, и затем покупать для них дорогостоящие гусеницы, без которых в лесу не обойтись?

John Deere который год обещает революцию в лесозаготовке...но что-то ее не видно. Хотя революционной ситуацией попахивает - отечественные лесные машиностроители практически потеряли рынок, импортные машины слишком дорогие, требует квалифицированных кадров и развитой инфраструктуры. Лесозаготовка стала убыточной для многих предприятий, большой износ основных фондов, текучка кадров.

В общем, вопросы есть.....

Шведская компания Gremo на выставке Elmia Wood этом летом представила интересную технологию (см.журнал "Лесопромышленник" № 2), где два оператора форвардеров поочередно управляют харвестером на расстоянии, и производят валку и укладку сортимента прямо себе в грузовой отсек. Эта технология экономически очень эффективна на вывозке до 300 метров. Эта технология вызвала множество мнений, от восторженных до пессимистичных. Но она прокорреспондировала с некоторыми моими старыми идеями 4-5 летней давности, и в результате я хотел бы предложить вашему вниманию собственную технологию, родившуюся после посещения выставки в Швеции и изображенную на схеме.

Концепция технологии лесозаготовки:

Харвестер 1, имеющий поворотную кабину с экскаваторной стрелой с харвестерной головкой, и осуществляет валку, отделение сучьев, разделку на сортименты и укладку в свой поворотный и съемный грузовой отсек 3. Наполнив его, харвестер выгружает его целиком на делянку (поз. 2) при помощи отдельных грузоподъемных механизмов, ставит на себя пустой отсек и продолжает работу. Фактически съемный отсек выполняет функцию тары, которая находиться в обороте.

Трактор транспортер (поз. 4), имеющий такие же грузоподъемные механизмы, грузит отсек на себя, производит его транспортировку к дороге, выгружает на технологической площадке (поз.9) забирает пустой отсек и доставляет его до харвестера.

На технологической площадке, возможно, потребуется сортировка, если баланс и пиловочник доставляются в разные адреса. Если нет- грузовые отсеки могут далее перевозиться лесовозами с аналогичными грузоподъемными механизмами типа рамки.

В данную схему легко вписывается сбор биомассы - только вместо грузового отсека используется контейнер, унифицированный по размерам и узлам захвата его грузоподъемными механизмами. Развивая эту идею, можно изготовить передвижных модули, опять же унифицированные с контейнерами и грузовыми отсеками, которые можно использовать в различных целях- например бытовка для операторов, передвижная мастерская, которую можно подвести непосредственно к сломавшейся машине для ремонта, склад ГСМ и склад запчастей - вплоть гидранта с запасом воды для тушения пожаров. Это позволит придать мобильность всему комплексу в целом, его можно будет перемещать с делянки на делянку лесовозами или тракторами-транспортерами.

Главное преимущество данной технологии - отсутствие поштучного перегруза, а значит и высокая производительность. Второе - сортимент не касается земли, не загрязняется песком, а значит, в процессе для лесопиления будут меньше затупляться пилы.

В зимнее время можно не прекращать работу харвестера при поломке одного из транспортеров, т.к. грузовой отсек не засыплет снегом, в отличие от штучных сортиментов, лежащих на земле.

В целом данная технология - это, по сути, внедрение в лесозаготовку контейнерных принципов транспортировки. А данное направление активно развивается во всем мире, удельный вес контейнерных перевозок в грузопотоках неуклонно возрастает, т.е. мы можем говорить об устойчивой тенденции в логистике. Почему бы не применить ее лесозаготовке?

Расчеты производительности по существующим методикам показывают увеличение вывозки по данной технологии в 1,8 раза, причем увеличивается производительность именно транспортера.

При вывозке на плече до 1000 метров существующими комплексами на один харвестер требуешься два форвардера.

Стоимость нового растаможенного харвестера составляет 400 т. евро, и два форвардера по 350 т. евро, т.е. новый комплекс в России стоит 1 млн. евро.

В предлагаемой технологии валочная машина имеет ориентировочную стоимость 450 т. евро, а транспортер по оценке машиностроителей на базе трактора ТТ-4 обойдется не более 100 т. евро, и он один закроет плечо вывозки в 1000 метров. Т.е. стоимость данного комплекса практически в 2 раза меньше, экономику надо считать.

Для реализации такого серьезного проекта, как изменение существующего класса машин, безусловно, требуется поддержка государства. На выставке "Российский лес" в Вологде прозвучала мысль создания опытного леспромхозов для испытаний новой техники, мне кажется это очень здравой идеей.

Но выигрыш может быть очень серьезным - сделать эффективной и менее дорогой технологию лесозаготовки, с одновременной поддержкой российских машиностроительных компаний.

О Интернет-Журнале "Лесопромышленник"      Редакция     Партнеры     Реклама     Архив номеров    Ссылки о ЛПК     Каталог ссылок

 Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

©H&G - Studio 

© Интернет-журнал "Лесопромышленник" («The Internet-magazine «Lesopromyshlennik»)

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32798  от   11.08.2008 г.

E-mail: editor@lesopromyshlennik.ru.

При цитировании информации гиперссылка на Интернет-журнал "Лесопромышленник"  обязательна.
Использование материалов журнала в коммерческих целях допускается только с  письменного разрешения редакции.

 

С целью ограничения спам-рассылок в электронных адресах символ "@" замещён на "[at]". Приносим свои извинения за причиненное неудобство.