ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК"   -  ТЕХНИКА. ТЕХНОЛОГИИ. ОБОРУДОВАНИЕ. МАТЕРИАЛЫ. ПРОИЗВОДСТВО. ИННОВАЦИИ В ЛПК,  ВЫСТАВКИ

English version The Timber Industry Worker

Интернет-журнал "Лесопромышленник" I Журнал "Лесопромышленник"

XYLEXPO-2010

Gremo AB
XYLEXPO-2010
новости, лесная биоэнергетика, лесозаготовки, лесное хозяйство, деревообработка, целлюлозно-бумажное производство

СЕГОДНЯ: ИННОВАЦИИ В ЛПК

  

Инновационные системы лесных машин

Новая система сплошной рубки деревьев без оператора

Об этом говорили многие, но компания Gremo AB сделала это. На выставке Elmia Wood 2009 впервые был представлен харвестер шведской фирмы Gremo для промышленной заготовки леса без оператора, управляемый по радио.

Работа в лесу предъявляет особые требования к эргономике и технике безопасности. Это в полной мере относится и к машинной валке леса, в частности, к работе харвестера. Кабина оператора лесных машин по эргономике и комфорту сегодня не уступает условиям представительских автомобилей. И это совершенно необходимо. Слишком сложные условия работы в лесу. Холод зимой и жара летом, комары, заболоченность, предельные уклоны, полное отсутствие дорог и прочие неудобства. Чтобы работа оператора была производительной, кабина лесной машины должна поддерживать комфортный микроклимат, иметь систему стабилизации при работе на склонах и при движении машины на пересеченной местности.

Предмет труда - деревья отличаются друг от друга по высоте, толщине и другим параметрам. Поэтому валка леса требует от оператора постоянного напряжения. Действия оператора не должны приводить к падению дерева машину. Но если такое случиться кабина должна предохранить оператора от травм. Таким образом, кабина оператора лесной машины это сложная инженерная конструкция. И дорогая. И она усложняет конструкцию машины. А это, в сою очередь, ведет к удорожанию всей машины.

Харвестер без оператора

Что же делать? Ответ напрашивается сам по себе. Снять оператора с машины. Убрать кабину. Это упростит конструкцию машины. По этому пути пошла фирма Gremo, представив на выставке свой безоператорный харвестер под названием «Besten».

Рис. 1. Общий вид харвестера «Besten»

Харвестер «Besten» мы впервые увидели на выставке Elmia Wood 2009 в Швеции. Харвестер впечатляет своей рациональной формой и простотой конструкции. Все нацелено на заготовку леса. Манипулятор с харвестерной головкой располагается по средине. Трансмиссия включает шесть колес, а не восемь, как на обычных харвестерах, установленных на маятниковых рычагах, из которых два приводных колеса (см. рисунок 2).

                

Рис. 2. Шесть колес, установленных на маятниковых рычагах

Технические характеристики Gremo Besten I06rh

Длина 8800 мм; Ширина 3100 мм;  Высота 3500 мм. Вес 21200 кг

Двигатель John Deere, 6.8 л, 6 цилиндров, турбонаддув, водяное охлаждение. Мощность 247 л.с/181 кВт при 2000 об/мин. Максимальный крутящий момент 1025 Нм при 1400 об/мин. Система регулировки оборотов двигателя в зависимости от нагрузки. Выхлоп: ЕС-3 (евро 3).

Гидроманипулятор Gremo 10А, вылет 10.0 м от центра гидроманипулятора. Подъемный момент 450 кНм. Усилие поворота 40 кНм. Управление гидроманипулятором посредством компьютерной системы Dasa 5. Программируемая память для всех операторов машин сопровождения. Управление с помощью сенсорного экрана и клавиатуры. Мини джойстики расположенные в машинах сопровождения.

Электрика. Генератор 124 А/24В, аккумуляторы 2x95 Ач. Ксеноновые фары, установленные на стреле манипулятора и на самой машине.

Рабочая гидравлика. Чувствительная к нагрузке гидравлическая система. Регулируемый насос «Rexroth» (объем -210см3). Гидробак рабочей гидравлики, отделен от гидробака трансмиссии. Электронасос для закачки масла.

Фильтрация:2 фильтра - 10 мкм , расход - 300 л/мин; 1 фильтр - 6 мкм, расход - 300 л/мин; Гидропривод вентилятора системы охлаждения с реверсированием вентилятора для очистки радиатора, управляется компьютером Dasa 5.

Тормозная система. Тормозной клапан в приводных двигателях.

Система управления/коммуникации. Передача информации между машинами сопровождения (форвардерами) и харвестером Besten осуществляется при помощи компьютерной системы Dasa 5. Дискретное и аналоговое управление предотвращает коммуникационные проблемы. Исключена возможность помех от других систем с аналогичным управлением.

Трансмиссия. Шесть колес, установленных на маятниковых рычагах, два приводных колеса. Нерегулируемые гидромоторы Rexroth. Управление посредством компьютерной системы Dasa 5. Автоматическая система оповещения с выводом неисправностей на экран. Отдельный гидробак, с фильтром и электронасосом для закачки масла. Используется один и тот же насос для закачки масла в бак рабочей гидравлики и бак трансмиссии.

Харвестерная головка SP 661 LF с системами «LogHold» и «Quick-cut». Система автоматического натяжения цепи «Hultdins». Подготовка для установки системы обработки пней спец.составом. Система управления и измерения Dasa 5, цветной dxPc монитор, принтер. На «Besten» может быть также установлена головка SP56, непредназначенная для выполнения прореживания и валки средних деревьев или головка SP761LF для сплошной валки.

 «Besten» с харвестерной головкой SP655

Шины 600x26.5. Давление на грунт 3786 кг/м2 или 0.38 кг/см2.

Другое оборудование. Передний и задний буксировочные крюки. Набор фильтров для ТО после 100 моточасов. Оборудование для тушения пожара. Два бака по 34 л. для системы маркировки цветом. Бак для смазочного масла пильной цепи - 50 л. Система «Flexbunk», включая установку. Система состоит из стоек и центрального держателя адаптированного к форвардеру покупателя, (стоимость материала и работ по установке зависит от типа форвардера).

Технология

Лесная машина без кабины управляется по радио. В этом случае оператор будет управлять машиной по радио, находясь в стороне от нее и следуя за ней по мере необходимости. Это приемлемо для небольших машин и при малых объемах, например, при рубках ухода. Но при сплошных рубках в условиях промышленных заготовок леса, условия работы оператора становятся слишком тяжелыми и опасными. Как быть? Ответ фирмы Gremo - необходимо менять технологию сортиментной заготовки леса.

Новая технология работы предполагает наличие двух машин сопровождения (форвардеров Kuriren), которые поочередно управляют харвестером «Besten» (см. рисунок 3).

Рис. 3. Технология лесозаготовок с использованием харвестера «Besten» 1, 2 форвардеры сопровождения

Машины сопровождения оснащены поворотным грузовым отсеком с возможностью наклона и пропорционального расширения. Во время работы стволы деревьев укладываются прямо в грузовой отсек машины сопровождения. Когда процесс погрузки закончен, машина сопровождения №2 продолжает работу и управление харвестером, а машина сопровождения №1 вывозит лес на дорогу для разгрузки и сортировки.

Последовательность выполнения операций по заготовке леса с использованием харвестера «Besten» показана на рис. 4 и рис. 5.

Рис. 4. Последовательность лесозаготовок с использованием харвестера «Besten»

Рис. 5. Работа харвестера «Besten» с форвардером сопровождения

Высокая производительность, небольшой расход топлива и низкая стоимость делают «Besten» высоко конкурентоспособной. Новая технология с харвестером «Besten» имеет множество преимуществ по сравнению с традиционной технологией сортиментной заготовки леса:

  • Экономия: Высокая производительность, небольшие капиталовложения и минимальные простои.
  • Хорошая эргономика: Во время работы оператор находится в машине сопровождения, которая обладает высоким комфортом, хорошей видимостью и низким уровнем шума.
  • Меньшее время производственного цикла: Прямая погрузка экономит время и топливо. Лес не остается лежать на земле, а полностью вывозится на дорогу по окончании валки.
  • Подсчет объема заготовки: Точная спецификация сортиментов сразу после разгрузки на дороге.
  • Прямая погрузка: Во время раскряжевки и погрузки деревья не касаются земли и остается чистыми.
  • Упрощенная конструкция машины: Отсутствие кабины оператора. Прочная конструкция гарантирует максимальную безопасность работы.

По сравнению с традиционной системой инновационная безоператорная концепция Besten высокоэффективна и конкурентоспособна при выполнении сплошных рубок.

Система управления Besten с двумя машинами сопровождения предполагает высокую производительность сплошных рубок на дистанции транспортировки до 400 метров. Уменьшение расхода топлива достигается за счет меньшего количества операций, выполняемых манипулятором при погрузке. Система применима для различного количества машин сопровождения в зависимости от обстановки в процессе валки. Высокая производительность достигается за счет непрерывного процесса работы и исключения возможности простоя машин сопровождения.

Корчеватель пней

 Компания Gremo на базе харвестера «Besten» создала корчеватель пней (см. рисунки 6). Проблема корчевки пней сегодня актуальна в связи с развитием биоэнергетики. Двадцать процентов энергии леса находятся в пнях. Проблема состоит в том, чтобы сделать корчёвку и транспортировку пней экономически выгодной.

Рис. 6. Корчеватель пней на базе машины «Besten» с головкой для корчёвки пней

Шведский изготовитель лесных машин Gremo стал на один шаг ближе к этой цели с новой машиной Beast. Машина для корчёвки пней с дистанционным управлением работает в системе машин Gremo - Besten и Kuriren. Как и в случае с харвестером, система состоит из трех машин: два форвардера (Kuriren), операторы которых по- очереди управляют харвестером (Besten).

Преимущество системы с харвестером и корчевателем пней на базе машины “Besten” и форвардеров сопровождения состоит в том, что два оператора могут сменяться, чтобы отправить круглую древесину или пни с одним оператором, в то время как другой остается, продолжая работу в лесу. Харвестер с дистанционным управлением укладывает стволы непосредственно на форвардер. Другое преимущество состоит в том, что дистанционное управление исключает воздействие на оператора вибрации и тряски, которые обязательно присутствовало бы при работе, если бы оператор сидел в кабине. Также в случае корчевателя, оператору не приходится целый день работать землекопом, как это происходит при корчёвке пней. Gremo собирается развивать всю систему, чтобы сделать транспортировку пней ещё более экономичной, а для этого необходимо найти пути уплотнения пней для более компактного заполнения тележки форвардера.

Корчеватель пней также может быть установлен на стандартный экскаватор, это недорогое решение для тех, кому необходимо очистить делянку от пней.

Лесные машины Gremo с традиционной компоновкой

Фирма Gremo предлагает своим заказчикам не только инновационные модели, но и лесные машины с традиционной компоновкой. Среди новых машин, представленных на выставке Elmia Wood 2009 форвардер Gremo 1050 F и харвестер Gremo 1050H.

Форвардер Gremo 1050 F является дальнейшей разработкой модели Gremo 950 F, которая более десятка лет занимает ведущие позиции по продажам на шведском рынке. Вместе с форвардером 1050 F фирма Gremo становится на ступень выше в весовой категории и грузоподъемности машины (10.5 тонн), одновременно улучшая экономичность и эргономику машины.

Рис. 8. Форвардер Gremo 1050 F

Под капотом форвардера 1050 F установлен мощный двигатель Cummins с системой впрыска топлива высокого давления «Com- mon-rail». Двигатель имеет широкий скоростной диапазон и развивает крутящий момент более чем 600 Нм, при этом он достаточно легкий, компактный и тихий. На форвардере установлена, разработанная Gremo, система управления Gre - Control. Применение системы управления Gre - Control позволяет уменьшить расход топлива, объем работ по обслуживанию машины, а также понизить уровень шума. При необходимости, система GreControl, может управлять скоростью вращения гидроприводного вентилятора и каждые 30 минут изменять направление его вращения на обратное, для продувки радиаторов и очистки их от грязи.

Для чего предназначен форвардер 1050F? Прореживание и заготовка леса - очевидные задачи для манёвренного и мощного форвардера. Заболоченное место - не препятствие, просто наденьте гусеницы на передний и задний тандемы, и двигайтесь вперед без каких либо проблем.

Рис. 7. Харвестер Gremo 1050H

Харвестер Gremo 1050H - надежная машина для прореживания и сплошной рубки. Новый мощный двигатель и рабочий гидронасос большого объема обеспечивают достаточную мощность в любой ситуации. Это означает, что рабочие циклы становятся короче, а мощности хватает на выполнение всех функций одновременно. Другими словами - это лучшая производительность Как известно, одной только мощности недостаточно.

Харвестер также должен быть универсальным и безопасным, чтобы отвечать всем требованиям работы в лесу. Исходя из этого, Gremo придерживается проверенного дизайна машины с восьмью колесами. Обладая полным контролем над мощной и маневренной машиной, оператор обретает уверенность в себе. Это позволяет добиться отличной маневренности и идеального распределения веса, как на неровной, так и на мягкой почве. Используя гусеницы на всех тандемах, можно значительно увеличить функциональные возможности машины. Надежная автоматическая блокировка полурам является одним из секретов замечательной продольной и поперечной устойчивости 1050Н. Она также достигается за счет низкого центра тяжести и идеального продольного распределения веса. Благодаря опции подъема тандемных тележек радиус поворота значительно сокращается.

Форвардер и харвестер имеют одинаковую ходовую часть и кабину. Высокая степень унификации узлов снижает склад запчастей, удешевляет обслуживание и сервис, упрощает изучение машин операторами и механиками. “Компания Gremo - это, по сути, инновационная компания”, - отмечает Андрей Юрьевич Козин, генеральный директор ООО “Скандинавские технологии” и официальный дилер компании Gremo в России, - “работая в тесном контакте с лесозаготовителями , Gremo постоянно совершенствует свои машины. Это хорошо видно даже в “мелочах”, на которые многие компании просто не обращают внимание”. Так, например, стойки форвардера сделаны телескопическими и могут регулироваться по высоте с помощью гидравлики. Это позволяет уменьшить высоту подъема бревен в начальной стадии загрузки прицепа. В результате ощутимая экономия топлива. Эти же стойки можно регулировать и по ширине прицепа.

Рис. 8. Поворотные стойки форвардера

Основание стойки (1) может поворачиваться относительно специальной оси (2). Максимально раздвинутые стойки создают максимальный объем прицепа в рабочем состоянии машины. Сдвинутые стойки обеспечивают транспортные габариты машины, необходимые для перемещения машины по дорогам общего пользования.

Статью подготовили: С.Карпачёв и Г.Приоров

Фотографии: С.Карпачева и Gremo AB  

О Интернет-Журнале "Лесопромышленник"      Редакция     Партнеры     Реклама     Архив номеров    Ссылки о ЛПК     Каталог ссылок

 Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

©H&G - Studio 

© Интернет-журнал "Лесопромышленник" («The Internet-magazine «Lesopromyshlennik»)

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32798  от   11.08.2008 г.

E-mail: priorov@lesopromyshlennik.ru, karpachev@mgul.ac.ru.

При цитировании информации гиперссылка на Интернет-журнал "Лесопромышленник"  обязательна.
Использование материалов журнала в коммерческих целях допускается только с  письменного разрешения редакции.

 

С целью ограничения спам-рассылок в электронных адресах символ "@" замещён на "[at]". Приносим свои извинения за причиненное неудобство.