ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЛЕСОЗАГОТОВОК: АРОЧНЫЕ ПРИЦЕПЫ ДЛЯ ТРЕЛЁВКИ. ЖУРНАЛ "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК". ЛЕСНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

English version

The Timber Industry Worker

Журнал "Лесопромышленник"

Интернет-журнал "Лесопромышленник"

Новости лесной промышленности Трелевка леса
СЕГОДНЯ:

ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  

ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЛЕСОЗАГОТОВОК: АРОЧНЫЕ ПРИЦЕПЫ ДЛЯ ТРЕЛЁВКИ

Карпачев С.П., проф. МГУЛеса

Приоров Г.Е., доц. МГУЛеса

Мы уже писали [5], как в 30г.г. трактора появились на трелевке леса. Первый опыт применения этих тракторов на трелевке леса выявил их недостатки [4]. При таком способе трелевке (рис. 1) хлысты и бревна торцами тормозились неровностями рельефа местности и застревали между пнями. Были предложены разные способы решения этой проблемы.

Для трелевки хлыстов и бревен тракторами были разработаны конусы [3] и пэны [4], которые как оказалось также не до конца решали проблему. Был предложен способ трелевки пачек хлыстов и бревен в полупогруженном положении, когда передний конец трелюемой пачки леса приподнят над поверхностью земли и пачка леса волочется по земле только одним концом. Для этого способа были разработаны специальные механизмы и устройства. Центральным приводным механизмом в этих устройствах стали тросовые лебедки, история которых описана в статье [5].

Настоящая статья посвящена арочным приспособлениям, которые монтировали на тракторах совместно с лебедками. Трактора с арочными приспособлениями транспортировали пачку деревьев в полуприподнятом положении, что значительно облегчало процесс трелевки. Арочные прицепы изготавливались на колесной и гусеничной базе.

Тракторная трелевка волоком

Рис. 1. Тракторная трелевка волоком

Пример арочного прицепа фирмы Вилльямет - Хистер на колесах пневматиках для трелевки лесоматериалов тракторами мощностью 30-40 л.с. показана на рис. 2. Высота заднего ролика над землей - 2,4 м. Ширина прицепа - 2,0 м. Вес прицепа вместе с колесами - 1,5 т.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 2. Арочный прицеп на колесах пневматиках

Пример гусеничного арочного прицепа фирмы "Карко" для тракторной трелевки лесоматериалов показан на рис. 3. Ширина хода - 3,2 м. Вес прицепа - 5,0 т.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 3. Гусеничный арочный прицеп

Вид сзади на гусеничный арочный прицеп "Карко" показан на рис. 4. Стрела арки после перестановки нескольких болтов пальцев позволяла изменять свое положение, благодаря чему высота заднего ролика могла увеличиваться или уменьшаться (пределы изменения - 40 см).

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 4. Вид сзади на гусеничный арочный прицеп

Тракторная трелевка пачки леса показана на рис. 5. Этот вид тракторной трелевки оказался наиболее совершенным для своего времени, так как почти полностью устранял тяжелый ручной труд, обладал технологической гибкостью и показывал высокую производительность труда. В американской практике лесозаготовок 30 г.г. этот способ тракторной трелевки успешно заменил трелевку лебедками. Производительность трактора "Катерпиллар-60" с арочным гусеничным прицепом составила 250 м3 в смену на расстоянии 200-250 м.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 5. Арочная трелевка леса

Гусеничный движитель, на которые опиралась арочная рама, давали малое удельное давление на почву (рис. 6). Благодаря этому арочный прицеп имел хорошую проходимость. В зависимости от состояния почвы коэффициент сопротивления движению был небольшой - 0,12-0,17.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 6. Крепление арочной рамы на гусеничный движитель

Технологическая схема работы трактора с арочным прицепом показана на рис. 7.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 7. Схема работы трактора с арочным прицепом

Последовательность операций была следующей:

1 - к крюкам троса лебедки, посредством чокеров, прикрепляются лесоматериалы

2 - лебедка подтаскивает лесоматериалы к арке

3 - захлестнутые чокерами концы, подтянутых к арке лесоматериалов, поднимаются и в таком положении лебедка останавливается.

Тяговым устройство и в арочном прицепе была лебедка с приводом от трактора.

Пример однобарабанной лебедки фирмы "Карко", смонтированной на тракторе при работе его на трелевке лесоматериалов с помощью арочных прицепов приведен на рис. 8.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 8. Лебедка трактора для работы с арочным прицепом

Длина барабана - 33 см. Диаметр барабана - 24 см. Диаметр фланцев - 50 см. Скорость наматывания троса на пустой барабан - 0,4 м/с при работе лебедки от трактора "Катерпиллар - 60". Лесоматериалы подтаскивались и фиксировались на раме арочного прицепа с помощью системы чокеров. Схема присоединения чокеров к торосу лебедки с помощью различного вспомогательного оборудования показана на рис. 9.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис. 9. Схема присоединения чокеров к тороссу лебедки с помощью различного вспомогательного оборудования

Пример трелевки лесоматериалов трактором "Катерпиллар" с арочным прицепом "Карко" показана на рис. 10. Хорошо видно, что большое количество чокеров прицеплены к тросу лебедки.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис.10. Трелевка лесоматериалов трактором "Катерпиллар" с арочным прицепом "Карко"

Арочный гусеничный прицеп на тракторной трелевки лесоматериалов с лесосеки выборочной рубки показан на рис. 11. Нагрузка на прицеп - 8,0 м3. Эта нагрузка не являлась предельной, тем более в крупномерных насаждениях.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис.11. Арочный гусеничный прицеп на тракторной трелевки лесоматериалов с лесосеки выборочной рубки

Технология трелевки с арочным прицепом позволял работать трактору в захламленных лесосеках. Примеры работы в таких условиях приведены на рис. 12-13.

Тракторная трелевка волоком. Арки  Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис.12. Подтаскивание лесоматериалов к арке в захламленной лесосеке Рис.13. Подтаскивание лесоматериалов расположенных под углом к арке в захламленной лесосеке

Следует отметить, что арочными прицепами в 30 г.г. занимались и в СССР. На рис. 14 приведена сварная рама арочного прицепа трелевочного трактора конструкции СевНИИЭЛП в процессе сборки. Рама сварная. Грузовая рамка несколько смещена вперед для более свободного размещения концов трелюемых бревен и лучшего распределения нагрузки на гусеницы и прицепной прибор.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис.14. Сварная рама арочного прицепа трелевочного трактора конструкции СевНИИЭЛП в процессе сборки

Окончание сборки арочного прицепа конструкции СевНИИЭЛП показано на рис. 15.

Тракторная трелевка волоком. Арки

Рис.15. Окончание сборки арочного прицепа конструкции СевНИИЭЛП

На рисунке видны основные составные части прицепа: грузовая арка, гусеницы, стрела и тяговая арка. Скобы поставлены на стреле для предупреждения ранения тракториста в случае обрыва троса. Направляющие ролики стрелы предназначены для лучшего направления троса при его наматывании на барабан лебедки.

В статье использованы фотоальбомы ЦНИИМЭ 30-х годов.

Библиографический список

  1. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Портативная лебедка для трелевки леса/ Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с.26
  2. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Трелевочная лодка / Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с. 27.
  3. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Конусы для трелевки хлыстов или все новое - хорошо забытое старое / Лесопромышленник № 2 (58) 2011, с. 26-28.
  4. Карпачев С.П., Приоров Г.Е., Тракторная трелевка волоком или все новое - хорошо забытое старое/ Лесопромышленник № 3 (59) 2011, с. 27-32.
  5. Карпачев С.П., Приоров Г.Е., Из истории техники и технологии лесозаготовок: лебедки / Лесопромышленник № 4 (60) 2011, с. 24-28.

Использованы фотоматериалы ЦНИИМЭ

О Интернет-Журнале "Лесопромышленник"      Редакция     Партнеры     Реклама     Архив номеров    Ссылки о ЛПК     Каталог ссылок

 Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

©H&G - Studio 

© Интернет-журнал "Лесопромышленник" («The Internet-magazine «Lesopromyshlennik»)

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32798  от   11.08.2008 г.

E-mail: priorov@lesopromyshlennik.ru, karpachev@mgul.ac.ru.

При цитировании информации гиперссылка на Интернет-журнал "Лесопромышленник"  обязательна.
Использование материалов журнала в коммерческих целях допускается только с письменного разрешения редакции.

 

С целью ограничения спам-рассылок в электронных адресах символ "@" замещён на "[at]". Приносим свои извинения за причиненное неудобство.