ТРАКТОРНАЯ ТРЕЛЁВКА ВОЛОКОМ, ИЛИ ВСЁ НОВОЕ - ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК". ЛЕСНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

English version

The Timber Industry Worker

Журнал "Лесопромышленник"

Интернет-журнал "Лесопромышленник"

Новости лесной промышленности Трелевка леса
СЕГОДНЯ:

ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  

Тракторная трелевка волоком, или все новое - хорошо забытое старое

Карпачев С.П., Приоров Г.Е.

В 30-х годах в Советском Союзе начинается массовое производство собственных тракторов. На рис. 1 представлен трактор "Сталинец", выпускавшийся в 30-х годах в СССР. Это были трактора общего назначения на твердом и жидком топливе. В народном хозяйстве эти трактора используются в сельском хозяйстве, но не только. Трактора начинают применять и на трелевке леса (рис. 2).

Трактор. Трелевка леса

Рис. 1. Трактор "Сталинец"

Трелевка леса

Рис. 2. Тракторная трелевка волоком

Технология тракторной трелевки была следующей.

Трелюемые лесоматериалы присоединялись к тракторам с помощью чокеров. Чокер представлял собою отрезок стального троса, длиною 2-3 метра диаметром 13-15 мм с толщиной отдельных проволок 0.6-0,8 мм и с пеньковой сердцевиной.

Обычный чокер - рис. 3 (А) - для трелевки волоком имел по концам крюки. В 30-е годы также применялся чокер системы Бардона - рис. 3 (Б) - упорные муфты, между которыми скользила по тросу литая полая муфта, куда вставляется один из наконечников троса.

Чокер. Трелевка леса

Рис. 3. Чокера

Прицепное приспособление Бордона - рис. 3 (В) - представляло собою стальную отливку с гнёздами для упорных муфт чокеров Бордона.

В зависимости от размеров гнезд оно позволяло прицеплять единовременно к трактору 5 или 10 чокеров. Для присоединения обычных чокеров к трактору можно было с успехом применять крупнозвенную цепь, длиной 1 метр, к звеньям которой прицепляли крюки чокеров. Преимуществом прицепного приспособления Бордона перед цепью было то, что чокеры меньше перепутывались друг с другом.

Подготовка магистральных трелёвочных волоков (шириною 3,0-3,3м) производилась специальной бригадой, состоящей из 24 человек, снабженных необходимым ручным инструментом. Валка деревьев должна была начинаться после наметки волоков. Расстояние между трелевочными волоками бралось 30-90 метров. Деревья валили вершинами по направлению трелевки под углом 10-40о к трелевочному волоку. На волоках деревья валили заподлицо с землёй. Для облегчения захвата чокером и прицепки хлыстов к трактору было желательно валить деревья группами так, что бы вершины 2-4-х деревьев ложились вместе (рис. 4).

Трелевка леса. Волок

Рис. 4. Трелевочные волока

Хлысты захватывали чокерами на расстоянии 0,5-2,0 метра от конца вершины (рис. 5). На лесосеке должны были всегда находиться хлысты с надетыми на них чокерами. Раннее заготовленные хлысты сводили к минимуму задержки тракторов на лесосеке.

Применение прицепного чокера. длиной 10-20 метров, облегчало прицепку хлыстов и трактору, одновременно увеличивая его нагрузку на рейс. Устраняя необходимость прохождения тракторов непосредственно по лесосеке, прицепные чокера способствовали лучшему сохранению тракторов.

Трелевка леса. Захват хлыстов

Рис. 5. Захват хлыстов чокером на лесосеке

Во избежание защемления хлыстов между пнями, тракторист обязан был тщательно следить за прицепными хлыстами, особенно при сдвиге их с места, выезде из лесосеки на волок и движении по кривым (рис. 6). Нагруженный трактор должен был, по возможности, обходить пни, валеж и не делать крутых поворотов на одном месте.

Трелевка леса волоком

Рис. 6. Тракторная трелевка волоком

Главный недостаток тракторной трелевки волоком заключался в большой силе сопротивления трелюемого леса движению трактора, а также частые случаи защемления хлыстов (бревен) между пнями и другими препятствиями. Для решения этой проблемы был предложено специальное устройство - пэн (рис. 7).

Трелевка леса

Рис. 7. Пены, применяемые для тракторной трелевки леса

Пэн являлся разновидностью вспомогательного трелевочного оборудования и решал те же задачи, что и конус, о котором мы уже писали в журнале "Лесопромышленник" № 2 - 2011 [3]. Пэны, применяемые для трелевки имели длину до 1,5 - 1,8 м при толщине стального листа до 12-13 мм. Такие пэны были рассчитаны на трактора мощностью 50-60 л.с.

Более простые пэны (рис. 8) имели вес 50 кг при толщине стального листа 5 мм.

Трелевка леса. Пэн

Рис. 8. Нагруженный простой пэн

Схема прицепки пэна к трактору была следующей (рис. 9).

Трелевка леса. Схема

Рис. 9. Схема прицепки пэна к трактору

Пэн к трактору цеплялся особой короткой цепью. Цепь позволяла сберегать трос чокеров, но требовала точного расчета длины чокеров. Пэн имел на дне стального листа специальный гребень. К нему крепилась тяговая цепь. При движении этот гребень обеспечивал устойчивое движении пэна по трелевочной трассе. При использовании пэнов на трелевке предпочтительным считалось использование американского чокера Бордона (рис. 10).

Чокер

Рис. 10. Чокер Бордона

В отличие от чокеров, выпускавшихся в то время в Советском Союзе с крюками на концах, американский чокер имел муфту, наконечники и петлю, позволяющие легко и надежно захватывать "удавкой" бревно и прицеплять чокер к тросу лебедки или к тяговому устройству трактора. Технология тракторной трелевки леса с использованием пэна была следующей. На лесосеке, отдельные бревна (хлысты) подготавливались для погрузки их на пэн (рис. 11).

Трелевка леса. Погрузка

Рис. 11. Подготовленные к погрузке на пэн бревна

Для чего бревна укладывались в плотно пригнанную щеть с выравниванием ее по торцам. Затем, к крайним бревнам щети подводили пэн (рис.12) и укладывали лаги из бревен.

Трелевка леса. Подготовка пэна

Рис. 12. Приготовление пэна к укладки на него бревен

Бревна на пэн укладывали накатом по лагам вручную (рис. 13).

Трелевка леса. Погрузка

Рис. 13. Погрузка пэна

Во избежания выскальзывания и потери бревен в пути при их трелевке, бревна грузили на пэн комлями. После загрузке пэна, пакет бревен увязывали чокером, образуя удавную петлю на бревнах (рис. 14).

Трелевка леса. Увязка бревен

Рис. 14. Увязка пакета бревен чокером

Конец чокера пропускали через отверстие в загнутой части пэна и прицепляли к трактору. Бревна на пэне при их трелевке удерживались чокерами присоединенными через муфту к трактору (рис. 15).

Трелевка леса

Рис. 15. Трелевка лесоматериалов трактором при помощи пэна прицепленного к трактору

Использование пэна на трелевке позволяла снизить сопротивление бревен движению трактора. Коэффициент трения пэна составлял 0,55 - 0,65. Величина нагрузки на рейс доходила до 11,5 м3 при движении трактора по грунтовой дороге на 1-й и 2-й передачах (рис. 16).

Трелевка леса с пэном

Рис. 16. Движение нагруженного пэна по грунтовой дороге

На складе пачка бревен на пэне надвигалась на специальную прокладку из уложенного поперек бревна (рис. 17). Удавная петля, образуемая чокером, снималась с бревен. Чокер натягивался и вытаскивался пэн из-под бревен. При хорошей организации работ операция освобождения пэна занимала не более 1 минуты.

Пачка бревен

Рис. 17. Доставленная на склад пачка бревен на пэне

С появлением трелевочных тракторов со щитом, актуальность пэнов отпала. Казалось, что пэны ушли из леса навсегда. Но нет. На выставке SkogsElmia - 2011 в Швеции были продемонстрированы современные "пэны", внешне похожие на лодки (рис. 18).

Современная лодка

Рис. 18. Современные "пэны" - "лодки"

Эти пэны - "лодки" изготовлены из пластика. Фирма HSX предложила для трелевки бревен с помощью лебедки или за тягой самоходной машины, например, квадрацикла "лодку" [2].

Корпус "лодки" изготовлен из 8 мм полиэтилена высокого давления. Длина корпуса 2335 мм, ширина - 900 мм. Вес - 14 кг. В носу "лодки" имеется отверстие для петли или нескольких петель трелевочного троса.

Технология трелевки достаточно простая, почти совпадающая с технологий трелевки с помощью пэна, описанная выше.

Бревна (до трех-четырех штук) или хлысты чокеруются трелевочным канатом за комли и подтягиваются в носовую часть "лодки" (рис. 19).

Лодка

Рис. 19. "Лодка" с бревнами

Затем, в случае использования в качестве тяги лебедки, запускается лебедка и по технологии самовытаскивания, примерно, как описано в статье "Портативная лебедка для трелевки леса" [1] "лодка" с полупогруженными бревнами перемещается к заданному месту. "Лодку" можно перемещать и за тягой различных машин, например, за квадроциклом или за колесным трактором общего назначения. В этом случае лебедка не нужна.

Как показала практика, корпус "лодки" за счет плавных обводов и материала, легко преодолевает неровности местности и движется с минимальным сопротивлением трению летом и зимой, по траве и по снегу, а также по заболоченной местности.

Конечно, трелевочная "лодка" рассчитана не на промышленное использование. Область ее применения - это фермерские и частные хозяйства.

  • Основные направления применения "лодки":
  • Трелевка удаленных деревьев и хлыстов в полупогруженном состоянии.
  • Транспортировка крупной дичи.
  • Транспортировка дикоросов, включая грибы и ягоды.
  • Перевозка людей, особенно зимой, как на санках.
  • Спасательные операции и т.д.

Библиографический список

  1. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Портативная лебедка для трелевки леса/ Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с.26
  2. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Трелевочная лодка / Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с. 27.
  3. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Конусы для трелевки хлыстов или все новое - хорошо забытое старое / Лесопромышленник № 2 (58) 2011, с. 26-28.
  4. Использованы фотоархивы ЦНИИМЭ и фотографии Карпачева С.П., официальные материалы выставки SkogsElmia 2011 и фирмы HSX.

Использованы фотоматериалы ЦНИИМЭ,

официальные материалы выставки SkogsElmia 2011 и фирмы HSX.

Фото Карпачева С.П.

О Интернет-Журнале "Лесопромышленник"      Редакция     Партнеры     Реклама     Архив номеров    Ссылки о ЛПК     Каталог ссылок

 Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

©H&G - Studio 

© Интернет-журнал "Лесопромышленник" («The Internet-magazine «Lesopromyshlennik»)

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32798  от   11.08.2008 г.

E-mail: priorov@lesopromyshlennik.ru, karpachev@mgul.ac.ru.

При цитировании информации гиперссылка на Интернет-журнал "Лесопромышленник"  обязательна.
Использование материалов журнала в коммерческих целях допускается только с письменного разрешения редакции.

 

С целью ограничения спам-рассылок в электронных адресах символ "@" замещён на "[at]". Приносим свои извинения за причиненное неудобство.