ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЛЕСОЗАГОТОВОК: ЛЕБЁДКИ. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННИК". ЛЕСНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ

English version

The Timber Industry Worker

Журнал "Лесопромышленник"

Интернет-журнал "Лесопромышленник"

Новости лесной промышленности Трелевка леса
СЕГОДНЯ:

ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

  

ИЗ ИСТОРИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЛЕСОЗАГОТОВОК: ЛЕБЁДКИ

Карпачев С.П., проф. МГУЛеса

Приоров Г.Е., доц. МГУЛеса

В 30г.г. трактора уверенно вытесняют лошадь на трелевке леса. В начале это были трактора общего назначения. Первый опыт применения этих тракторов на трелевке леса выявил их недостатки. Трактора общего назначения трелевали лес волоком [4]. При таком способе трелевке (рис. 1) хлысты и бревна торцами тормозились неровностями рельефа местности и застревали между пнями. Были предложены разные способы решения этой проблемы.

Тракторная трелевка волоком

Рис. 1. Тракторная трелевка волоком

В журнале "Лесопромышленник" уже описывались методы трелевки хлыстов и бревен с использованием конусов [3] и пэнов [4], которые как оказалось также не до конца решали проблему. Был предложен способ трелевки пачек хлыстов и бревен в полупогруженном положении, когда передний конец трелюемой пачки леса приподнят над поверхностью земли и пачка леса волочется по земле только одним концом. Для этого способа были разработаны специальные механизмы и устройства. Центральным приводным механизмом в этих устройствах стали тросовые лебедки. Наступала эра тросовых лебедок. Настоящая статья посвящена началу этой эры. Лебедка устанавливалась как отдельно на собственном основании и с собственным приводом, так и на тракторе с приводом также от трактора.

Паровая лебедка

Рис. 2. Паровая лебедка

На рис. 2 показана паровая лебедка производства США. Карельским филиалом ЦНИИМЭ была спроектирована подобная трехбарабанная паровая лебедка для полуподвесного способа трелевки леса. Проект разработан из расчета использования советского паросилового оборудования. Схема, спроектированной ЦНИИМЭ специальной лебедки для изучения трелевки лесоматериалов лебедками с непрерывным движением троса, показана на рис. 3.

Лебедка спроектирована из расчета работы от электромотора мощностью 40 кВт с тремя типами шкивов-барабанов из расчета возможности испытать:

  • 3 диаметра шкивов 600, 1000 и 1200 мм;
  • 2-3 способа футеровки шкивов: чугунную, деревянную и комбинированную;
  • 3 скорости движения тросов: 0,3, 0,5 и 0,6 м/с;
  • 3 способа натяжения холостой ветви троса;
  • 3 способа передвижения лебедки;
  • 2 способа трелевки: наземный и полуподвесной.

Кинематическая схема паровой лебедки

Рис. 3. Кинематическая схема паровой лебедки

1 - Приводной шкив лебедки. 2, 11 - Оси. 3 - шестерня на валу 5. 5 - Вал. 6, 7 - Шестерни свободно сидящие на валу 5. 8 - Двухсторонняя кулачковая муфта. 9, 10 - Шестерни свободносидящие на осях соединенные наглухо с желобчатыми шкивами-барабанами 12 и 13. 12, 13 - желобчатые шкивы-барабаны. 14 - Шестерня свободно сидящая на оси 11 и наглухо соединяемая с вспомогательным барабаном. 15 - Вспомогательный барабан. 16 - Односторонняя кулачковая муфта.

На рис. 4 и 5 показана схема и общий вид 2-х барабанной лебедки конструкции Мослеспром. Лебедка имела расчетное тяговое усилие 2 тонны. Емкость барабана: нижнего - 290 п.м троса диаметром 18 мм. Верхнего барабана - 480 п.м троса диаметром 12 мм. Вес лебедки - около 1,8 тонны.

Схема 2-х барабанной лебедки конструкции Мослеспром

Рис. 4. Схема 2-х барабанной лебедки конструкции Мослеспром

Общий вид 2-х барабанной лебедки конструкции Мослеспром

Рис. 5. Общий вид 2-х барабанной лебедки конструкции Мослеспром

На рис. 6 показана двухбарабанная лебедка фирмы "Карко" смонтированная на тракторе. Рычаги управления лебедкой сосредоточены в одном месте для удобства работы. Диаметр главного (рабочего) барабана - 24 см. Длина - 60 см. Диаметр фланцев - 61 см. Скорость наматывания троса на голый барабан при работе с трактором "Катерпиллер", мощностью 60 л.с. - 0,27 м/с. Развиваемое при этом тяговое усилие - 20 тонн. Диаметр вспомогательного барабана - 16 см. Длина - 60 см. Диаметр фланцев - 43 см. Скорость наматывания троса на голый барабан - 0,8 м/с. Развиваемое при этом тяговое усилие - 7,5 тонн.

Двухбарабанная лебедка

Рис. 6. Двухбарабанная лебедка "Карко" смонтированная на тракторе

На рис. 7 показан трактор "Катерпиллар-60" со смонтированной на нем однобарабанной лебедкой. Оборудование тракторов одной и двумя барабанными лебедками значительно расширило применение тракторов общего назначения на разных лесозаготовительных операциях. Скорость троса однобарабанной лебедки - при 1-м ряде витков троса 25 м/мин. Тяговое усилие лебедки - 15 тонн.

Трактор Катерпиллар-60 с однобарабанной лебедкой

Рис. 7. Трактор "Катерпиллар-60" с однобарабанной лебедкой

На рис. 8 представлен американский гусеничный трактор "Маккормик" мощностью 10/20 л.с. с двухбарабанной лебедкой.

Трактор Маккормик с двухбарабанной лебедкой

Рис. 8. Трактор "Маккормик" с двухбарабанной лебедкой

Советские тракторные лебедки монтировали на отечественных тракторах типа "Сталинец". На рис. 9 показан трактор "Сталинец-60" с советской 2-х барабанной лебедкой. Крутящий момент на вал лебедки передавался непосредственно от приводного вала трактора при помощи конической зубчатой передачи.

Трактор Сталинец-60 с советской двухбарабанной лебедкой

Рис. 9. Трактор "Сталинец-60" с советской двухбарабанной лебедкой

Характеристики лебедки к трактору "Сталинец-60" были следующие:

  • Емкость барабана: верхнего - 510 п.м троса диаметром 12 мм; нижнего - 175 п.м. троса диаметром 20 мм.
  • Максимальное тяговое усилие - 5300 кг.
  • Средние скорости движения тросов тягового и вспомогательного на 1-й скорости - 0,6 м/с; на 2-й скорости - 1,1 м/с.
  • Вес лебедки - около 2 тонн.

На рис. 10-11 даны общий вид и схема советская 2-х барабанной лебедки.

Советская двухбарабанная лебедка

Рис. 10. Советская двухбарабанная лебедка. Вид со стороны трактора

Схема советской двухбарабанной лебедки

Рис. 11. Схема советской двухбарабанной лебедки. Схема передач

На трактор "Сталинец-ЧТЗ" ставили однобарабанную лебедку с реверсом. Реверсивность лебедки облегчала оттаскивание троса на лесосеке, которое производилось вручную. Вид на устанавливаемую однобарабанную лебедку на трактор "Сталинец-ЧТЗ" приведен на рис. 12. Монтаж однобарабанной лебедки на "Сталинец-ЧТЗ" показан на рис. 13. Виден ленточный тормоз лебедки. Среднее тяговое усилие лебедки - 4400 кг. Средняя скорость наматывания троса - 0,81 м/с.

Вид с левой стороны на однобарабанную лебедку

Рис. 12. Вид с левой стороны на однобарабанную лебедку, монтируемую на трактор "Сталинец-ЧТЗ"

Монтаж однобарабанной лебедки

Рис. 13. Монтаж однобарабанной лебедки на "Сталинец-ЧТЗ"

Детали для опытной однобарабанной лебедки (рис. 14) были изготовлены по проекту "СевНИИЭЛП" для работы с арочными гусеничными прицепами на тракторной трелевке лесоматериалов. Размеры барабанов: длина между фланцами - 500мм; диаметр барабана - 350 мм; диаметр фланцев - 650 мм. Емкость барабана - 255 м троса диаметром 22 мм.

Детали советской опытной однобарабанной лебедки для трактора

Рис. 14. Детали советской опытной однобарабанной лебедки для трактора "Сталинец-ЧТЗ"

В настоящей статье сделан обзор по лебедкам, которые применялись на лесозаготовительных операциях в 30-х годах прошлого века. В статье использованы фотоальбомы ЦНИИМЭ 30-х годов. В следующих номерах журнала "Лесопромышленник" будет рассказано, как применялись эти лебедки на трелевке леса.

Библиографический список

  1. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Портативная лебедка для трелевки леса/ Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с.26
  2. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Трелевочная лодка / Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с. 27.
  3. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Конусы для трелевки хлыстов или все новое - хорошо забытое старое / Лесопромышленник № 2 (58) 2011, с. 26-28.
  4. Карпачев С.П., Приоров Г.Е., Тракторная трелевка волоком или все новое - хорошо забытое старое/ Лесопромышленник № 3 (59) 2011, с. 27-32.

Использованы фотоматериалы ЦНИИМЭ

О Интернет-Журнале "Лесопромышленник"      Редакция     Партнеры     Реклама     Архив номеров    Ссылки о ЛПК     Каталог ссылок

 Иконка сайта сделана при помощи favicon.ru

©H&G - Studio 

© Интернет-журнал "Лесопромышленник" («The Internet-magazine «Lesopromyshlennik»)

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-32798  от   11.08.2008 г.

E-mail: priorov@lesopromyshlennik.ru, karpachev@mgul.ac.ru.

При цитировании информации гиперссылка на Интернет-журнал "Лесопромышленник"  обязательна.
Использование материалов журнала в коммерческих целях допускается только с письменного разрешения редакции.

 

С целью ограничения спам-рассылок в электронных адресах символ "@" замещён на "[at]". Приносим свои извинения за причиненное неудобство.